МОСКВА, 27 янв - РИА Новости. "Фауст" Александра Сокурова - фильм о том, как Мефистофель соблазняет черта, и шире говоря - о том, как современный человек порывает со своей метафизической сущностью, объяснил в пятницу на пресс-конференции в РИА Новости сценарист картины Юрий Арабов, работающий с Сокуровым уже почти сорок лет.
"Фауст" - интернациональный миф. Покуда существуют понятия добра и зла, он всегда современен. Хотя, возможно, наши дети доживут до культуры, в которой добра и зла не будет. Но понятие сделки в наше время изменилось. Сегодня не черт соблазняет человека: мы делали фильм о том, что сегодня человек соблазняет черта, причем к черту стоит длинная очередь, и в этой давке никто не знает, кто последний", - сказал Арабов.
"Мефистофель, по фильму, - меняла, ростовщик. Он входит в кооперацию с человеком, и по пути к сделке человек полностью предает понятия любви и долга", - продолжил он.
Сценарист признался, что концовка фильма ему долгое время не давалась, а тот вариант, на котором они с Сокуровым в итоге остановились, представлялся беспрецедентно жестоким, но в снятом виде все оказалось "еще хуже", и "черт стал какой-то пылинкой, несущественным персонажем по сравнению со злом, воплощенным в Фаусте".
"Я увидел, что мы сделали картину о разрыве современного человек с метафизикой. И для меня это была в некотором смысле новость", - признался Арабов.
"Порывая с метафизикой, мы порываем с сердцевиной того, что в нас есть", - пояснил он.
Комментируя общий смысл тетралогии, завершающим звеном которой стал "Фауст", сценарист признался: "Я так понимаю, что мы делали тетралогию о тщеславии и гордыне, которые в этом мире порождают чудовищные явления, особенно если они получают поддержку государства и аппарат усиления в виде государственных механизмов".
Первая картина цикла, посвященный Гитлеру "Молох" (1999), был, по словам Арабова, историей об "абсолютной гордыне, которую ничто не исправит". "Я писал в основном о судьбе Евы Браун, которая пытается благодаря любви достучаться до сердца Адольфа, но там вместо сердца - что-то другое", - рассказал он.
"Молох" принес Арабову каннскую награду за лучший сценарий.
"Телец" (2000), о Ленине, - "тоже тщеславие и гордыня, но получившие возможность исправления за счет болезни. В культурном сознании болезнь дает человеку возможность опомниться и пересмотреть что-то в жизни. "Телец" - картина надежды, которая не осуществилась, была прервана смертью Ленина", - продолжил сценарист.
"Солнце" (2004), где речь идет о японском императоре Хирохито, - "о том, как император, отказываясь от своего божественного статуса, дает перспективу не только собственной жизни, но и стране". Арабов напомнил, что итогом правления Хирохито "стал необыкновенный взлет Японии - есть исследования, что за эти десятилетия японцы даже физически подросли на несколько сантиметров".
Наконец, "Фауст" "завершает эти истории о гордости и тщеславии диагнозом - почему это происходит. Фильм очень внятный, артикулированный", - отмечает Арабов.
При этом он полагает, что "Золотой лев", которого картина получила на Венецианском фестивале, - "огромное несчастье" для его создателя. "Приз должен был быть получен лет 20 назад, тогда мы помоложе были и повеселее, а сейчас - измученные люди", - заключил сценарист.
Вчера состоялась премьера "Фауста" в Санкт-Петербурге, в субботу картину впервые покажут в Москве, а 9 февраля она выйдет в российский прокат на 100 с лишним копиях. Будут ли они допечатываться, объяснил продюсер и композитор фильма Андрей Сигле, "зависит от того, будет ли "Фауст" востребован зрителем".